Привет!
На днях знакомая, узнав о моей страсти к глянцу, притащила мне несколько журналов, но совсем не моего формата. Но в одном из них, апрельском выпуске Brigitte, была статья о дизайне парфюмерных флаконов. Автор Angela Schöneck исследует тему, которую мы, парфюмерные, бьюти- и просто маньяки хотя бы на подсознательном уровне хорошо чувствуем: флаконы и психология восприятия парфюма через форму. Когда-то я уже касалась этой темы вскольз на основе книги доктора Еллинека. Тут же в статье сделан акцент на маркетинге. В общем, мне было интересно. Надеюсь, вам тоже.
Чаще всего мы реагируем на упаковку. Примерно на 80 % наше решение о покупке зависит от нее. Внешний вид помогает нам ориентироваться и облегчает жизнь. Но то, что когда-то мы начинаем узнавать определенную форму, происходит благодаря другой технике упрощения в нашей голове. "Так называемые диагностические импульсы - цвет и форма - за доли секунды выдают нам решение о том, узнаем ли мы продукт уже по очертаниям", говорит маркетолог и психолог по рекламе Шнайдер. "Если мы снова и снова видим определенные элементы в одном контексте, наш мозг выстраивает образец". Например, флакончик духов Chanel может стать личной пиктограммой для логической связи со всем парфюмерным отделом. И упаси производителя небо изменить форму или залить тот же парфюм во флакон конкурента. Даже опытные "носы" могут тогда не узнать свои любимые парфюмы!
Так называемая "достоверность формы", как называют ее эксперты по дизайну, это гарантия попасть в зал славы нашей памяти. Изменения, например, в сторону более современного дизайна, могут быть только минимальными, иначе цепочка в памяти будет разрушена. Лучше всего срабатывает формула "same same but different". Например, ежегодно новые принты на флаконах от Jean Paul Gaultier, неизменно желанные коллекционные экземпляры. Другой причиной для постоянного дизайна флакона является финансовая сторона. Для изготовления нового флакона требуется много времени и средств. И такую роскошь, как создание прототипов флаконов вручную (например, так работал Pierre Dinand, который создал флакон Opium, отобрав его из сотни других набросков за лучшую форму и цвет), могут себе позволить только единицы. Сегодня создать флакон, от эскизов до полностью готовых и окрашенных бутылочек, занимает около трех месяцев. А пока парфюм выйдет на рынок, пройдет не меньше года.
Хорошо, если при этом получится классический вариант. Но как создать классику?
Во-первых, флакон должен быть запоминающимся. Дизайнер Андрэя Брандт, владелица гамбургского агентства Donkey, считает, что люди любят клише. Флакон на века должен быть не слишком сложным. Нужно создать платформу для будущих видоизменений без четкой принадлежности какой-то эпохе и моде. А если еще и парфюм достойный, то форма сливается с содержимым в нашем восприятии, и в будущем мы узнаем продукт уже по внешним очертаниям.
Далее в статье идет краткое описание известных флаконов и истории их созданий.
1. Shalimar by Guerlain
Официальная премьера состоялась в 1925 году. А на выставке декоративных искусств флакон, созданный Раймондом Герленом из хрусталя Баккарат, завоевал первое место. Его форма напоминает о сказочных индийских садах и водопадах.
2. No. 5 Chanel
Этот флакон сам по себе является символом парфюмерии! Созданный в 1921 году, в 1959 году он был принят экспонатом в нью-йоркский Музей современного искусства. Говорят, что вдохновением для формы крышечки послужила форма Вандомской площади в Париже. Флакон живет и видоизменяется, становясь то тоньше, то выше.
3. Tresor by Lancome
Этот флакон создан в 1990 году и напоминает пирамиду из кристаллов, которая сияет словно драгоценный камень в лучах солнца.
4. J´adore by Dior
Ювелир Herve Van der Straeten изначально создавал для Christian Dior украшения. Флакон для J'adore (1999) навеян золотыми кольцами на шее у племен масаи и Бирмы. Сам флакон минималистичен, без надписей, но абсолютно узнаваем.
5. Angel by Thierry Mugler
Angel был создан в 1992 году, а на создание флакона ушли два года. При этом сам Thierry Mugler занимался разработкой дизайна. Для изготовления флаконов была придумана особая техника, благодаря которой каждый флакон уникален и может быть наполнен заново.
6. Daisy by Marc Jacobs
Девчачий флакон 2008 года со стилизированными маргаритками из винила с точки зрения производства является абсолютной роскошью.
7. Classique by Jean Paul Gaultier
Еще с 1983 года парфюм не меняет свой флакон в форме женского туловища. Ежегодно его наряжают в новое платье-корсет, то в кружева, то в цветы. К 20-летию парфюма фирма заказала новую дорогую форму, которая передает на флаконе складки платья.
Больше в статье ничего не было.
А я пошла к своему шкафу и выбрала самые любимые флаконы. Не по содержимому, а по внешней форме.
Удивительно, но все они - женщины. Из выбранной пятерки (а она нашлась очень быстро, я вообще не раздумывала над выбором) все они похожи на женские фигуры:
Tom Ford black orchid - сложно передать словами, но флакон очень энергетичен, его хочется держать в руках и гладить руками.
Balenciaga Paris похож на эскиз женского пальто-кокона
та самая вытянутая шея масаи J´adore Dior
Guerlain Shalimar напоминает мне на открытые округлые плечи женщины и декольте
Guerlain Idylle я вижу как стилизованные бедры восточной танцовщицы
Но большинство флаконов в моей коллекции - простые угловатые понятные формы, там мало вычурности и изысков. Но это вполне соответствует моему минималистичному вкусу в одежде и макияже, в прическе и маникюре. Так что ничего удивительного, что я не собираю корсеты Готье или звезды Мюглера. И я искренне считаю, что флаконы Serge Lutens или садов Hermes - понятны и вечны, а Jo Malone уж слишком аскетичны и не обещают культурного шока уже одним своим видом. А цветник Джейкобса слишком строго делит публику на тех, кому такие флаконы идут, и кому иметь их в коллекции зазорно.
А какие флаконы для вас самые красивые? Связываете ли вы форму флакона и его содержимое? Есть ли у вас парфюмы, которые вам нравятся по аромату, но совершенно бесит упаковка? Что значит для вас форма флакона: объект искусства, коллекционирования, обожания и украшения столика или только ненужная трата денег и рекламный ход?
На днях знакомая, узнав о моей страсти к глянцу, притащила мне несколько журналов, но совсем не моего формата. Но в одном из них, апрельском выпуске Brigitte, была статья о дизайне парфюмерных флаконов. Автор Angela Schöneck исследует тему, которую мы, парфюмерные, бьюти- и просто маньяки хотя бы на подсознательном уровне хорошо чувствуем: флаконы и психология восприятия парфюма через форму. Когда-то я уже касалась этой темы вскольз на основе книги доктора Еллинека. Тут же в статье сделан акцент на маркетинге. В общем, мне было интересно. Надеюсь, вам тоже.
*****************
Ежегодно более 200 новых женских парфюмов появляются на рынке. Флаконы у них красивые и не очень, запомнить все невозможно. "Чтобы сориентироваться, мы должны уметь выбирать. В первую очередь на основе внешнего вида", говорит Йохан Шнайдер (фирма decode, одно из самых знаменитых маркетинговых агентств в Германии).Чаще всего мы реагируем на упаковку. Примерно на 80 % наше решение о покупке зависит от нее. Внешний вид помогает нам ориентироваться и облегчает жизнь. Но то, что когда-то мы начинаем узнавать определенную форму, происходит благодаря другой технике упрощения в нашей голове. "Так называемые диагностические импульсы - цвет и форма - за доли секунды выдают нам решение о том, узнаем ли мы продукт уже по очертаниям", говорит маркетолог и психолог по рекламе Шнайдер. "Если мы снова и снова видим определенные элементы в одном контексте, наш мозг выстраивает образец". Например, флакончик духов Chanel может стать личной пиктограммой для логической связи со всем парфюмерным отделом. И упаси производителя небо изменить форму или залить тот же парфюм во флакон конкурента. Даже опытные "носы" могут тогда не узнать свои любимые парфюмы!
Так называемая "достоверность формы", как называют ее эксперты по дизайну, это гарантия попасть в зал славы нашей памяти. Изменения, например, в сторону более современного дизайна, могут быть только минимальными, иначе цепочка в памяти будет разрушена. Лучше всего срабатывает формула "same same but different". Например, ежегодно новые принты на флаконах от Jean Paul Gaultier, неизменно желанные коллекционные экземпляры. Другой причиной для постоянного дизайна флакона является финансовая сторона. Для изготовления нового флакона требуется много времени и средств. И такую роскошь, как создание прототипов флаконов вручную (например, так работал Pierre Dinand, который создал флакон Opium, отобрав его из сотни других набросков за лучшую форму и цвет), могут себе позволить только единицы. Сегодня создать флакон, от эскизов до полностью готовых и окрашенных бутылочек, занимает около трех месяцев. А пока парфюм выйдет на рынок, пройдет не меньше года.
Хорошо, если при этом получится классический вариант. Но как создать классику?
Во-первых, флакон должен быть запоминающимся. Дизайнер Андрэя Брандт, владелица гамбургского агентства Donkey, считает, что люди любят клише. Флакон на века должен быть не слишком сложным. Нужно создать платформу для будущих видоизменений без четкой принадлежности какой-то эпохе и моде. А если еще и парфюм достойный, то форма сливается с содержимым в нашем восприятии, и в будущем мы узнаем продукт уже по внешним очертаниям.
Далее в статье идет краткое описание известных флаконов и истории их созданий.
1. Shalimar by Guerlain
link |
2. No. 5 Chanel
Этот флакон сам по себе является символом парфюмерии! Созданный в 1921 году, в 1959 году он был принят экспонатом в нью-йоркский Музей современного искусства. Говорят, что вдохновением для формы крышечки послужила форма Вандомской площади в Париже. Флакон живет и видоизменяется, становясь то тоньше, то выше.
3. Tresor by Lancome
Этот флакон создан в 1990 году и напоминает пирамиду из кристаллов, которая сияет словно драгоценный камень в лучах солнца.
4. J´adore by Dior
Ювелир Herve Van der Straeten изначально создавал для Christian Dior украшения. Флакон для J'adore (1999) навеян золотыми кольцами на шее у племен масаи и Бирмы. Сам флакон минималистичен, без надписей, но абсолютно узнаваем.
5. Angel by Thierry Mugler
Angel был создан в 1992 году, а на создание флакона ушли два года. При этом сам Thierry Mugler занимался разработкой дизайна. Для изготовления флаконов была придумана особая техника, благодаря которой каждый флакон уникален и может быть наполнен заново.
6. Daisy by Marc Jacobs
Девчачий флакон 2008 года со стилизированными маргаритками из винила с точки зрения производства является абсолютной роскошью.
7. Classique by Jean Paul Gaultier
Еще с 1983 года парфюм не меняет свой флакон в форме женского туловища. Ежегодно его наряжают в новое платье-корсет, то в кружева, то в цветы. К 20-летию парфюма фирма заказала новую дорогую форму, которая передает на флаконе складки платья.
***************
А я пошла к своему шкафу и выбрала самые любимые флаконы. Не по содержимому, а по внешней форме.
Удивительно, но все они - женщины. Из выбранной пятерки (а она нашлась очень быстро, я вообще не раздумывала над выбором) все они похожи на женские фигуры:
Tom Ford black orchid - сложно передать словами, но флакон очень энергетичен, его хочется держать в руках и гладить руками.
Balenciaga Paris похож на эскиз женского пальто-кокона
та самая вытянутая шея масаи J´adore Dior
Guerlain Shalimar напоминает мне на открытые округлые плечи женщины и декольте
Guerlain Idylle я вижу как стилизованные бедры восточной танцовщицы
Но большинство флаконов в моей коллекции - простые угловатые понятные формы, там мало вычурности и изысков. Но это вполне соответствует моему минималистичному вкусу в одежде и макияже, в прическе и маникюре. Так что ничего удивительного, что я не собираю корсеты Готье или звезды Мюглера. И я искренне считаю, что флаконы Serge Lutens или садов Hermes - понятны и вечны, а Jo Malone уж слишком аскетичны и не обещают культурного шока уже одним своим видом. А цветник Джейкобса слишком строго делит публику на тех, кому такие флаконы идут, и кому иметь их в коллекции зазорно.
моя коллекция, апрель 2014. тут я делила ароматы на беспросветно зимние и те, что буду использовать в летний период |
А какие флаконы для вас самые красивые? Связываете ли вы форму флакона и его содержимое? Есть ли у вас парфюмы, которые вам нравятся по аромату, но совершенно бесит упаковка? Что значит для вас форма флакона: объект искусства, коллекционирования, обожания и украшения столика или только ненужная трата денег и рекламный ход?
No comments:
Post a Comment